То, что вам действительно нужно знать о бизнесе в кризис
Падение нефти, девальвация рубля, коронавирсная пандемия — так или иначе, эта ситуация коснется или уже коснулась всех видов бизнеса, заставляя владельцев предпринимать антикризисные меры. Как показывает практика крупных мировых компаний в периоды кризисов, есть несколько успешных действий, которые помогают смягчить удар и, более того, усилить положение на рынке или перевести бизнес на новый уровень. Я собрала для вас главные из них.
Изменения уже произошли
Как предприниматели, мы должны признать, что сегодня мы живем совершенно в другой экономической парадигме, чем вчера, и перестать искать этому причины. Теория заговора, подлинность существования коронавируса, количество нефти на планете и ее возобновляемость — всё это не имеет никакого значения, когда речь идет о бизнесе. Имеет значение только одно: когда сообщение между странами прекращается, а люди боятся выходить из дома, для бизнеса наступают не лучшие времена. Чем быстрее мы признаем это, тем успешнее будут наши антикризисные меры.
Источник стабильности — вы
Сейчас ваши сотрудники очень напуганы и встревожены своим будущим. Вам нужно войти в их положение. Дайте им подтверждение: вы видите, что происходит, понимаете серьезность ситуации и готовы искать решения. Но никакого драматизма! Вы не можете себе этого позволить — от вашей стабильности сейчас напрямую зависит стабильность вашего коллектива.
Действуйте немедленно
Почти всегда мы знаем, какие шаги нужно предпринимать, но тянем слишком долго, застревая в нерешительности. А вдруг пронесет? А вдруг ничего не будет? Так вот — будет. И действовать нужно прямо сейчас. Думали о том, чтобы отправить сотрудников на удаленку — отправляйте сегодня. Хотели сократить расходы, если ситуация станет критичной, — делайте это прямо сейчас. Всё, что вы думали делать, если положение будет ухудшаться, начните совершать прямо сегодня. Конечно, в итоге потерь не избежать, но так вы сделаете их минимальными.
Формируйте отложенный спрос
Рано или поздно кризис закончится, и люди снова придут за вашими услугами. И сейчас необходимо подготовиться к тому, чтобы использовать все преимущества отложенного спроса. Когда ситуация изменится, вы должны быть готовы начать работу немедленно. Поэтому уже сейчас договаривайтесь о хороших условиях с партнерами, улучшайте упаковку продукта, обучайте персонал, готовьте контент для социальных сетей. Пока ваши конкуренты будут просыпаться, раскачивать сотрудников, обучать их, готовить рекламные материалы, вы сможете сразу запустить готовый рабочий процесс. У вас будут недели преимущества!
Станьте по-настоящему клиентоориентированными
Помните о том, что люди напуганы и растеряны. И сейчас, каким бы бизнесом вы не владели, основная задача — повернуться лицом к своим клиентам и узнать, что им действительно нужно. Вы должны проявить подлинную заботу о людях. Например, моя клиника с первых дней пандемии не оставляет своих клиентов: мы снимаем информационные видеоролики о коронавирусе и профилактике заражения, проводим благотворительные акции, где раздаем медицинские маски, организуем здравпункты на предприятиях, которые не остановили свою работу. Найдите свой способ показать клиентам, что вы действительно заботитесь о них.
Кризис — это возможность собрать крепкую команду
Так или иначе некоторые компании не смогут существовать в текущих условиях, и много хороших сотрудников окажутся на свободном рынке. Кроме того, кризисная ситуация проявит истинное отношение ваших действующих сотрудников к компании: насколько они мобилизуются, насколько будут открыты и лояльны. В этом смысле кризис — самое подходящее время вырастить топов. Экстремальная обстановка позволяет быстрее выявить руководителей, способных адаптироваться к ситуации и организовать своих сотрудников. С другой стороны, ваши сотрудники сейчас — это внутренние клиенты. Сколько вы вложите в них, столько получите отдачи и лояльности. От владельцев сегодня требуются усилия, чтобы сохранить лояльных сотрудников, готовых двигаться дальше.
Кризис — это время пробовать новые методы
Например, если у вас никогда не было опыта работы с сотрудниками онлайн, сейчас самое время этому научиться. Возможно, вы столкнетесь с тем, что некоторых из них можно легко оставить на удаленке и экономить на рабочих местах. Отправляя сотрудников на удаленку, обеспечьте им постоянную загрузку. Организуйте точки контроля, используйте для этого специальные программы. Например, «Тайм Доктор», который позволяет мониторить, что человек делал за компьютером, какие программы использовал, позволяет отслеживать, находится человек за компьютером или нет, вручную вносить тайминг с указанием задач и телефонных звонков. Объясните сотрудникам, что это не тотальный контроль, а ваше стремление, как владельца, понимать, что они делают.
Не оставляйте сотрудников без работы
Ни в коем случае не отправляйте сотрудников в отпуск за свой счет. Во-первых, найм нового сотрудника — это очень дорого для вас (а его придется нанимать, потому что тот, кого вы отправили в отпуск, наверняка найдет себе другую работу). Во-вторых, это бесчестно по отношению к сотрудникам. Потому что вы отдаете их на растерзание холодильнику и телевизору. Даже если в вашем бизнесе сейчас спад, обратите внимание на старые дела. В любой компании всегда есть уйма незаконченных проектов. Посмотрите на описания продуктов, инструкции, рекламные материалы — их всегда можно улучшить. Как и навести порядок в документах, обзвонить клиентов и пр. Сейчас самое время навести порядок.
Подытоживая, хочется добавить: не упустите это время, позаботьтесь о будущем своем компании. Ведь кризис — это не конец, кризис — это время, когда вам нужно подготовиться к жизни после кризиса.